В психологии концепция "замещающего ребенка" играет значительную роль, особенно в отношении развития личности и семейных связей.
Замещающим ребенком считается тот, кто в семье занимает место умершего ребенка и появляется на свет, чтобы компенсировать родителям их потерю. Часто такой ребенок ощущает на себе большую ответственность и ожидания со стороны окружающих.
Замещающий ребенок. Морис Поро
Вот, что пишет об этом профессор клинической психиатрии и медицинской психологии Морис Поро в своей книге “Замещающий ребенок”:
“Роль, выпавшая на его долю, не так безобидна и обычна, как можно было бы подумать. С самого рождения он должен замещать старшего, умершего в младенчестве. Часто он носит то же имя. Он приговорен к небытию: ему запрещено быть собой”.
Сам ребенок и его близкие становятся участниками жизненной драмы, основанной на трех главных причинах:
- Замещающий ребенок появляется в атмосфере незавершенного горя.
- Его роль заключается в том, чтобы занять место умершего, и поэтому он не имеет права быть самим собой.
- Он чувствует необъяснимую вину.
Эти травмы формируют личность замещающих детей. Некоторые из них успешно адаптируются, а другие ищут свое истинное «я», пытаясь вырваться из социальных рамок, созданных теми, кто видит в них лишь замену, а не личность. Им важно заявить о себе, отделившись от памяти о давно ушедшем младенце.
“Родители склонны накладывать на родившегося ребенка сохранившийся у них идеализированный образ первенца. Тревога родителей, которые боятся потерять и второго ребенка, порождает у того сильное чувство своей уязвимости, что, вероятно, усугубляется чувством братоубийственной вины», — пишет Морис Поро.
Ван Гог
Этот феномен можно проследить на примерах знаменитых личностей. Ван Гог, например, с раннего детства ощущал давление со стороны своей семьи, что отразилось на его творчестве. Его картины полны эмоциональных переживаний, а также стремления к признанию и любви — возможно, отголоска его роли в семье.
Известно, что Винсент Ван Гог был глубоко привязан к младшему брату Тео. У него также был старший брат Винсент, родившийся 30 марта 1852 года и умерший в тот же день. Винсент II, будущий художник, родился 30 марта 1853 года, ровно через год, после и смерти своего старшего брата, и был зарегистрирован под тем же номером в книге рождения.
“Он считал себя «в лучшем случае заместителем умершего брата, в худшем — его убийцей» (В. Форрестер) и чувствовал свою связь с ним настолько сильно, что сомневался в собственном существовании, особенно в том, что он художник”. (М.Поро).
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали также испытывал влияние своей семьи. Его отношения с родителями, особенно с матерью, оказали значительное влияние на его творчество. Он часто искал одобрения и стремился выделяться, что можно интерпретировать как попытку заменить отсутствующую эмоциональную связь. Патологическое состояние матери оказало влияние на сына. Он писал:
«Я пережил свою смерть прежде, чем прожил свою жизнь. Мой семилетний брат умер от менингита за три года до моего рождения. Это потрясло мать до самой глубины души. Раннее развитие, гениальность, прелесть, красота этого брата были ее отрадой. Его смерть стала для нее ужасным шоком, который она с трудом пережила. Родители справились с безысходностью только после моего рождения, но скорбь продолжала переполнять их. Уже во чреве матери я чувствовал их тоску, и мой плод плавал в адской плаценте. Их горе так и не отпустило меня. Я глубоко переживал это навязанное мне присутствие брата, как потрясение — похожее на полное отсутствие чувств, и в то же время как состояние обреченности».
Эти примеры показывают, как использование феномена заместительного ребенка может быть полезным для понимания многогранности человеческой психологии и творчества. Каждый из нас, возможно, носит в себе частицы тех ролей, которые наделяли нас с детства, и осознание этого может стать первым шагом к личностному росту.
Записаться на психологическаю консультацию можно по ссылке.
С уважением, психолог Елена Елизарова.