Здравствуйте, друзья! С вами психолог Елена Елизарова. Сегодня поговорим, как бороться с инфантильностью и так ли это явление безобидно.
Сразу отмечу, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. В первом случае это задержка психического развития, вызванная физиологическими факторами (родовые травмы, перенесенные заболевания и пр.) или неблагоприятной средой воспитания.
Психически инфантильные люди испытывают трудности с социальной адаптацией, они воспринимают весь окружающий мир, как игру. Все, что кажется им скучным и неинтересным (а это любые действия, от которых нельзя получить яркие эмоции), они просто отвергают.
Задержка психического развития — это диагноз из области клинической психологии, и лечится комплексно, с задействованием психотерапии, лекарственной терапии и физиотерапии. Мы же будем говорить о незрелости психологической, которая не является официальным диагнозом, но очень мешает жить.
Быть вечно молодым здорово, вечным ребенком — не очень
«Мне 30, в душе 15» — радостно говорит о себе инфантильный человек, а его близкие сокрушенно вздыхают: когда ты уже повзрослеешь? Это я слегка утрированно описала самоощущение инфантила и его окружение.
Психологическая незрелость выражается в мышлении и поведении, свойственному уже пройденным возрастным периодам. Когда 12-летний Никита просит маму отвезти его на тренировку, это нормально. Когда 22-летний Игорь названивает маме с вопросом, когда она освободится и подкинет его на своей машине до спортзала — это инфантильное поведение.
Почему инфантильность — это плохо
Эмоционально незрелые люди могут ненадолго очаровывать других своей «детскостью», но этот эффект быстро сходит на нет. Детям прощают многое просто потому, что они дети. Вырастут — будет другой спрос. А инфантилы уже выросли, но не осознают, что отношение к ним поменялось и появился тот самый спрос.
Главная проблема эмоциональной незрелости — неспособность справляться с трудностями. Инфантил даже не пытается этого делать — он перекладывает проблемы и ответственность на других. У него есть два железных (в его глазах) аргумента: «я не справлюсь» и «ты мне обязан». Оставшись без поддержки, он переживает, но продолжает бездействовать в ожидании, что кто-то придет и все порешает или «само рассосется».
Такой паттерн поведения сохраняется и в критических ситуациях, когда есть угроза здоровью или благополучию самого инфантила или его близких.
«Ты же мне поможешь, заяц?»
Запомнилась история с одного женского форума. Женщина, назовем ее М., спрашивала совета, как поступить с дочерью. Она живет в одной квартире с М. и маленьким сыном. Отец ребенка, как говорят, объелся груш.
Однажды М. пришла домой с работы и застала такую картину: ребенок с высокой температурой, весь красный от крика, дочь в слезах и панике. М. тут же вызвала скорую, внука увезли в больницу. А дочь накричала на М., что та не брала трубку, когда она звонила спросить, что ей делать. Это очень обидело женщину, ведь та работает на вредном производстве, чтобы обеспечить дочь и внука. Форумчанки дружно осудили дочь-эгоистку, были даже советы выгнать ее с ребенком из дома — пусть сама крутится, или лишить родительских прав.
Для меня же было очевидным другое решение: помочь дочери избавиться от инфантилизма. Помочь тут ключевое слово, потому что незрелой личности очень сложно самостоятельно, без поддержки взять и «созреть».
Откуда берется инфантилизм
Это такое же следствие когнитивных искажений, как обида или перманентное чувство вины и стыда. Искажения эти идут из детства, что логично: в детстве закладывается фундамент нашей психики. Психологи выделяют несколько сценариев, которые формируют личность эмоционально незрелой.
Центр вселенной
Ребенок становится для родителей центром Вселенной, о чем они сами ему и говорят разными словами. Его никогда не ругают, не нагружают учебой или домашними делами, дают все, что он попросит. При этом родители наизнанку выворачиваются — работают сверхурочно, экономят на себе.
У ребенка закрепляется понимание, что это все естественно и нормально, ведь по-другому у него просто не было. Взрослея, он ждет такого же жертвенного отношения от других людей.
Из маленького босса может вырасти взрослый инфантил
Чрезмерная опека
Чрезмерная опека, когда ребенку просто не дают возможности что-то сделать самостоятельно, кроме элементарных действий. За него делают уроки, моют посуду, договариваются с учителями о хороших оценках.
Результат — четкое понимание, что так будет всегда.
Ежовые рукавицы
Это ежовые рукавицы. Противоположный первому сценарий, когда ребенка растят в атмосфере страха и ограничений. Казалось бы, такие условия закаляют личность, но часто бывает наоборот.
Ребенок вырастает с осознанием, что он ноль без палочки, и просто боится принимать самостоятельные решения.
Не показывать своих эмоций
Родители учат ребенка быть стойким, не показывать своих эмоций — и отрицательных, и положительных. Так они думают, что вырастят сильную и волевую личность. Взрослея, ребенок отстраняется от решительных действий, ведь они предполагают, что придется размышлять, эмоционировать — то есть делать то, что не одобряли родители.
Атмосфера, в которой воспитывался инфантил, определяет его отношение к окружающим. Люди, с которых в детстве сдували пылинки, относятся к другим эгоистично, рассматривают их не как личности, а как функции: «Володя может помочь с машиной», «Маша популярна в коллективе, поможет завести полезные знакомства и т. д».
Когда человек-функция не оправдывает ожидания, он перестает быть интересен. А вот те, кто воспитывался в суровых условиях, относятся к другим с подозрением и опасением. Не берут ответственность, не проявляют инициативу потому, что боятся быть раскритикованными.
Когда инфантилизм становится проблемой
Во многих не экспертных статьях встречается один и тот же перечень признаков инфантилизма: эгоцентризм, мечтательность, впечатлительность. На самом деле ни по отдельности, ни в комплексе эти черты не являются деструктивными для личности, если находятся в сбалансированном состоянии. Можно мечтать и в то же время трезво оценивать свои возможности, а здоровый эгоизм помогает в самореализации.
Инфантила определяет в первую очередь перекладывание ответственности за свою жизнь на других. У эмоционально незрелых личностей всегда внешний локус контроля, о нем я уже писала в этой статье. Они всегда винят в своих неудачах других и не способны управлять своей жизнью.
Но как такие люди живут вообще?
Я выделяю два вида инфантильных личностей — «паразиты» и «крабы». Первые решают свои проблемы за счет людей, которым они небезразличны. Инфантил-паразит манипулирует чувствами любви и жалости («Ты меня не любишь, если не хочешь помогать!», «Вот я умру, и тебе станет хорошо» и т. д.), также может давить на чувство вины.
«Крабы» —это те, кто прячется от жизненных трудностей за панцирем инфантильности. Они пользуются репутацией несерьезных и ненадежных людей, на которых уже все махнули рукой.
Типичный «краб»: «Что вы от меня хотите, у меня ̶л̶а̶п̶к̶и̶ клешни»
Как бороться с инфантильностью
Первый шаг — осознание масштабов проблемы. Очень многие инфантилы смотрят на свое поведение через розовые очки («да, я часто веду себя как ребенок, но ведь это всем нравится»). Осознание, что это нравится далеко не всем и приносит проблемы, приходит либо в стрессовой ситуации, что является болезненным для инфантила, либо в ходе работы с психологом — это более мягкий способ.
Второй шаг — формирование психологической зрелости. Они прокачивают инициативность, планирование и ответственность за результат. Каждое такое действие предполагает выход из зоны комфорта инфантила. Например, приехать на встречу за 10 минут до назначенного времени, предложить помощь и выполнить обещанное. Если в ходе таких действий вы получаете удовольствие, вы на верном пути. Чувство удовлетворенности собой перевешивает желание вернуться под панцирь инфантилизма.
С вами была Елена Елизарова, практикующий психолог. Если у вас или у ваших близких есть психологические проблемы, которые находятся в моей компетенции, буду рада помочь.