Здравствуйте, друзья. С вами психолог Елена Елизарова
Наша сегодняшняя тема — расстройства пищевого поведения. Эта проблема не то чтобы табуирована в обществе (сейчас смело говорят и о более интимных вещах), а скорее недооценена. Многие люди, страдающие от анорексии, булимии, психогенной рвоты и т. д., стесняются рассказать об этом, потому что начнется «пойди поешь, да и все», «питайся правильно», «какая булимия, вон ты какая худая»...
Сегодня на ужин у нас ничего. И на завтрак ничего
Люди, которые столкнулись с расстройствами пищевого поведения (РПП), не всегда понимают, насколько оно может быть опасно. Есть документальные фильмы, статьи, но до них обычно добираются те, кто уже признал у себя проблему и готов над ней работать. А до этого еще нужно дойти, ведь недооценивание часто присутствует и на уровне отдельной личности.
Не каждый решится признать, что не может контролировать свое питание. Это же не абьюз, не токсичные отношения, а всего лишь еда. Как еда может быть врагом? А вот может!
Недавно я работала с клиенткой. Проблема, с которой она пришла ко мне, никак не была связана с РПП. На первой встрече я обратила внимание, что клиентка словно находится в прострации, пытается внимательно слушать, но видно, что ей некомфортно.
На следующей встрече состояние было таким же. Клиентка утверждала, что у нее все в порядке, просто не выспалась. Но когда я задала вопрос «вы сегодня завтракали?», по ее взгляду все стало понятно. Клиентка вторую неделю питалась на 400 калорий в день. Откуда она взяла эту цифру и почему сочла ее актуальной, она затруднялась объяснить. Но была убеждена, что такая «диета» поможет ей стать лучшей версией себя.
В итоге начальная проблема отошла на второй план, мы начали терапию нервной анорексии.
Виды расстройств пищевого поведения
По МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) к РПП относят:
- анорексию;
- булимию;
- психогенное переедание;
- психогенную рвоту;
- другие расстройства приема пищи (поедание несъедобного, психогенная потеря аппетита).
Психогенное переедание и рвота практически всегда возникают на фоне стресса или сильного эмоционального напряжения. Наверняка вы слышали выражение «заедать стресс». Нервный (психогенный) голод не имеет ничего общего с физиологическим чувством голода и возникает на сытый желудок. Здесь решает не пищеварительная, а эндокринная система.
В состоянии стресса снижается уровень гормона дофамина, который отвечает за чувство удовольствия. Прием вкусной и калорийной пищи в больших количествах быстро повышает уровень дофамина. Наступает кратковременное удовольствие, которое сменяется чувством вины и стыда. Человек ругает себя за минутную слабость, что является еще одним мощным стрессогенным фактором.
Дофаминовое удовольствие дорого обходится организму
Но если психогенное переедание и рвота опасны для здоровья, то анорексия и булимия — еще и для жизни. Эти расстройства пищевого поведения обусловлены нарушенным восприятием критически важных для человека аспектов: еды и собственного тела. Пища видится не источником энергии, а ядом, которого нужно принимать как можно меньше, или избавляться от него, пока он не успел подействовать.
Критическое отношение к собственному телу становится гиперболизированным. И анорексики, и булимики буквально ненавидят свою фигуру, если она не соответствует их идеалу. В этом плане булимия менее деструктивна — здесь идеалом выступает все же не патологическая худоба, а трендовый «героиновый шик», с его эстетикой торчащих ключиц и тонких запястий.
При анорексии понятие идеальной комплекции смещено до обтянутых кожей скелетов. На фото анорексиков в последней стадии физически больно смотреть — это живые трупы.
Так выглядит идеал красоты анорексиков
Метафора недалека от истины. При сильном истощении один за одним отказывают органы. Точкой невозврата становится кахексия — состояние крайнего истощения, когда пациент уже не способен самостоятельно передвигаться. И даже если человека удается вытащить из этого состояния, ему понадобятся долгие годы, чтобы хотя бы частично прийти в норму — физически и эмоционально.
В чем разница между анорексией и булимией
Наиболее распространенное мнение — при анорексии человек отказывается от пищи вообще или ест очень мало, а при булимии наоборот, много, и избавляется от съеденного, искусственно вызывая рвоту. На самом деле не все так однозначно. Анорексики также могут провоцировать у себя рвотный рефлекс, если им кажется, что они переели, а булимики — чередовать периоды «зажоров» с жесткими диетами.
Разница кроется в отношении пациента к приему пищи. Анорексики не получают удовольствия от еды, это связано в том числе и с гормональной перестройкой организма, который переходит в режим жесткой экономии ресурсов. У булимиков это удовольствие еще не «заглушено» физиологическими процессами. Поэтому у них присутствует патологическое желание потреблять пищу — из-за того, что они сами обманывают свою эндокринную систему.
Еда не переваривается, дофамин в нужных количествах не выделяется, но связь на нервном уровне уже сформирована. Из-за того, что булимик не получает достаточного удовольствия от еды, он потребляет ее бесконтрольно. Организм таких финтов не прощает и реагирует формированием устойчивого рвотного рефлекса на любой прием пищи. При запущенной булимии уже не приходится засовывать два пальца в рот — рвота происходит спонтанно.
Откуда берется РПП и как это исправить
Есть теория о генетической предрасположенности к РПП, но у нее в настоящее время нет достаточной доказательной базы. Ненависть к своей комплекции не возникает внезапно, ей нужно время, чтобы «созреть». Но всегда присутствует отправная точка, с которой начинается гиперкритичное отношение к своей комплекции.
Обычно это замечание со стороны значимого человека: мамы, второй половинки, человека, который просто очень нравится. Все, с этого момента пациент не чувствует себя комфортно в своем весе и начинает сравнивать себя со всеми, кто выглядит худее его.
«Он сказал, что я жирная»
Такая восприимчивость к чужому мнению не берется из ниоткуда. Обычно она возникает на фоне уязвимой самооценки, которая, в свою очередь, возникает из-за токсичных отношений с близкими. Об этом у меня есть отдельная статья.
Лечение расстройств пищевого поведения предполагает стабилизацию в первую очередь эмоционального, а уже потом физического состояния пациента. Исключение — запущенная анорексия, когда человек уже не может самостоятельно есть и назначается парентеральное питание. Его выводят из критического состояния медикаментозно и уже потом проводят психотерапию с целью формирования здорового восприятия собственного тела.
Без посторонней помощи человек с РПП не выпутается.
Я работаю с РПП в методе когнитивно-поведенческой терапии, записывайтесь ко мне на консультацию.
Пройдите тест EAT-26, который позволяет оценить вероятность наличия расстройств пищевого поведения (РПП), в особенности нервной анорексии и булимии.
Елена Елизарова, практикующий психолог.