Есть сказки, которые нужно было читать в детстве. Но если ты знакомишься с ними впервые во взрослом возрасте, они могут показаться странными и даже жутковатыми. Так произошло и со мной, когда я впервые услышала историю о Питере Пэне.
Мой младший сын слушал эту сказку на ночь, и мы с мужем тоже стали невольными слушателями. Так что же меня побудило написать этот текст?
Когда я услышала, как мама Венди, Майкла и Джона страдает без своих детей, которые улетели за Питером Пэном в окно (кстати, это окно теперь всегда открыто, что добавляет нотку тревоги), у меня невольно потекли слёзы. Как же так? Эта история, которая кажется такой беззаботной и веселой, на самом деле затрагивает очень серьезные темы: утрату, одиночество и стремление к свободе.
А отец, который живет в собачьей будке, вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, это комично, а с другой — грустно и трагично.
Удивительно, как эта саркастическая и депрессивная история в массовой культуре превратилась в озорное приключение и гимн детской фантазии.
Что меня особенно удивило
Взгляд автора на детей
"Только веселые, бесхитростные и БЕССЕРДЕЧНЫЕ умеют летать…" — эта фраза заставляет задуматься о том, как автор сказки Джеймса Мэтью Барри воспринимал детство и его особенности. Действительно, чтобы улететь в сказочную страну, нужно оставить за собой все заботы и переживания, не думая о чувствах родителей. Но что же на самом деле стоит за этой идеей?
На первый взгляд, кажется, что только беззаботные и наивные дети могут позволить себе мечтать о полетах и приключениях. Однако, если задуматься глубже, становится очевидно, что эмпатия и способность сопереживать начинают развиваться у детей уже в раннем возрасте. Например, у малышей до 2-3 лет действительно может отсутствовать понимание чувств других, но к 10 годам дети уже способны осознавать, что такое сострадание и забота о близких.
Интересно, что сам автор "Питера Пэна" был из многодетной семьи — он был девятым ребенком из десяти. Несмотря на это, у него не было собственных детей. Однако он стал неофициальным опекуном пятерых мальчиков после смерти их родителей, с которыми дружил долгое время. Возможно, именно общение с этими приемными детьми и дало ему возможность увидеть детскую "бессердечность" в новом свете.
Возможно, Барри хотел показать, что дети могут быть одновременно игривыми и серьезными, мечтателями и реалистами. Они способны на удивительные поступки и настоящую доброту, но также могут быть эгоистичными и безразличными к окружающим.
Венди
Что тут сказать? Отправиться в волшебную страну, чтобы потерять детство и стать озабоченной беспокойной мамой толпы пацанят — это ли не метафора на женскую долю?
Венди, как истинная заботливая мать, целыми днями кормит, штопает носки, подтирает носы, убирает за ними и укладывает спать. Она становится не просто старшей сестрой, а настоящей опорой для своих "малышей". Но где же её собственные мечты и желания? Где тот светлый мир, который она когда-то знала?
Питер Пэн, который должен был быть символом свободы и беззаботности, в этой "семье" стал тираном-отцом. Он выдумывает абсурдные правила для "детей", постоянно их шпыняет и требует, чтобы они следовали его капризам. Это тоже не очень приятно.
Венди оказывается в ловушке: с одной стороны, она хочет заботиться о своих "малышах", а с другой — чувствует, как её собственная жизнь уходит в тень. Она мечтает о приключениях, о том, чтобы снова быть той самой девочкой, которая летала над Неверлендом, а не просто выполняла обязанности по дому.
Но, возможно, именно в этом и заключается настоящая сила Венди. Она учится находить баланс между заботой о других и заботой о себе. Она начинает понимать, что быть мамой — это не только жертва, но и возможность расти, развиваться и находить радость в мелочах.
Неверленд
Неверленд — это прекрасное место, где нет взрослых, где можно делать что угодно, ложиться когда хочешь, играть весь день, исследовать загадочные острова и летать среди облаков. Но тогда почему мальчишки так обрадовались, когда Питер привез им «маму», которая заставляла пить лекарство и ложиться вовремя?
Почему же так? Может быть, дело в том, что даже в самом волшебном месте на свете, где царит свобода, иногда нам всем не хватает заботы и внимания? Взрослые, хоть и могут казаться строгими, часто делают это из любви и желания защитить. Они учат детей важным вещам, которые могут пригодиться в жизни.
В Неверленде мальчишки могли бы забыть о времени, но, возможно, именно «мама» напоминала им о том, что забота и порядок тоже важны. Это создает интересный парадокс: свобода и ответственность, игра и забота о себе.
Размышления родителей
Пожалуй, самым темным и тяжелым местом этой сказки можно назвать размышления родителей о том, оставлять ли детей после рождения или нет. Бедное эксцентричное семейство Дарлингов обладает аж тремя отпрысками, которыми они не сильно-то дорожат поначалу. За ироничной прелюдией о рождении Венди и ее братьев слышны горькие упреки, когда Джорджу, главе семьи, приходится сталкивается с финансовыми трудностями. Эти моменты полны горечи, ведь за веселыми приключениями скрываются настоящие детские трагедии. Как часто мы, взрослые, забываем о том, что за нашими заботами и проблемами стоят маленькие сердца, которые нуждаются в любви и внимании?
Размышления Дарлингов о родительстве заставляют задуматься о том, как важно ценить каждое мгновение с нашими детьми. В мире, полном забот и стрессов, мы иногда забываем, что именно дети делают нашу жизнь ярче и насыщеннее.
Питер Пэн
Питер Пэн — это не просто мальчик, который не хочет взрослеть. Он эгоцентрик и хвастун, который порой проявляет черты нездорового садизма. Вспомните, сколько кровавых приключений он переживает вместе со своими друзьями! Например, сцены, где мальчишки безжалостно расправляются с пиратами, вызывают не только удивление, но и легкое беспокойство. А как насчет того момента, когда Питер скармливает руку капитана Крюка крокодилу? Это не просто шутка, это жестокий акт, который заставляет задуматься о моральной стороне его поступков. В отличие от сказок братьев Гримм, где страдания злодеев имеют логическое завершение, в истории о Питере Пэне мы видим нечто более запутанное. Пираты убиты, а Питер продолжает жить своей беззаботной жизнью, не задумываясь о последствиях своих действий.
Но что еще более тревожно — это его отношение к женщинам. Питер заполучает себе рабынь "типа-мам", которые прилетают к нему на весеннюю уборку. Сначала это Венди, затем ее дочь Маргарет, и так далее. Этот цикл продолжается "пока дети веселы, бесхитростны и бессердечны". Получается, что Питер использует женщин как инструменты для удовлетворения своих потребностей, не задумываясь о их чувствах и желаниях.
Так что же мы можем вынести из этой истории? Может быть, пора взглянуть на Питера Пэна с другой стороны? Он — не просто символ детства, а сложный и противоречивый персонаж, который заставляет нас задуматься о том, что значит быть взрослым и какую цену мы платим за свою свободу.
Вот такая неоднозначная история.
К своим мыслям добавила отзывы о книге из интернета, которые мне особенно откликнулись.
С уважением, психолог Елена Елизарова